Подводя итоги испытаниям, комиссия пришла к следующему заключению: «Принимая во внимание незначительный процент задержек (0,3–0,5%), а также то обстоятельство, что на 40 тысяч выстрелов, произведенных при настоящем испытании, число различных поломок оказалось минимальным, причем, как это видно из приведенного выше объяснения, они не могут возбудить особых опасностей в отношении прочности пулемета, комиссия полагает возможным предъявить оба пулемета как образцы для всех предварительных работ по установке производства».
Дегтярев ввел в свой пулемет некоторые усовершенствования: увеличил прочность затворной рамы, толщину ребер у рукоятки и гильзового окна, изменил форму бойка ударника части, что вообщем сказалось на увеличении их прочности. 17–21 января 1927 года комиссия Артиллерийского комитета непосредственно на заводе проводила испытание двух пулеметов с указанными изменениями. Из пулеметов было сделано по 20 тысяч выстрелов. Один пулемет дал 0,5% задержек, другой – 0,3%. От сильного нагрева при непрерывной стрельбе в обоих пулеметах обгорели патрубки газовой камеры, скрошились зацепы выбрасывателей, а во втором пулемете, кроме того, произошел откол пружины выбрасывателя и лопнула возвратная пружина.
Пулеметы были возвращены конструктору для доработки и устранения отмеченных недостатков, и предложено к 10 января 1927 года представить их для окончательного испытания.
Опытный образец ручного пулемета Дегтярева 1926 года, рассчитанного на стрельбу штатным 7,62-мм винтовочно-пулеметным патроном образца 1908 года, по отношению к состоявшим на вооружении Красной Армии другим образцам этого оружия был значительно легче, удобнее в обращении, а главное – проще по конструкции, чем недавно принятый образец Максим-Токарев. Многочисленные заводские и полигонные испытания выявили превосходство пулемета конструкции В. А. Дегтярева, при этом были отмечены и некоторые его недостатки.
Остро ощущая потребность армии в подобного рода оружии, многие советские оружейники в инициативном порядке приступили к его проектированию. Среди них были представители Ковровского завода: В. А. Дегтярев (еще в 1924 году предложивший Артиллерийскому комитету ГАУ свой первый опытный образец), а также С. Г. Симонов, годом позже взявшийся за аналогичную работу. В 1926 году Дегтярев представил на конкурсные испытания свою доработанную модель, доказавшую очевидные преимущества перед пулеметом Максима-Токарева обр. 1925 года.
Несмотря на принятие ручного пулемета Токарева на вооружение острота проблемы так и не исчезла. Войскам требовался более простой по конструкции, менее габаритный и в то же время легкий пулемет, который мог бы использоваться для непосредственной огневой поддержки пехоты на поле боя. Необходимо было создание специального ручного пулемета, вобравшего в себя все последние достижения науки и производства.
В 1923 году создание ручного пулемета было поручено И. Н. Колесникову и Ф. В. Токареву. Благодаря жестким требованиям тактико-технического задания их образцы в целом оказались достаточно схожи, но после многочисленных испытаний предпочтение было отдано пулемету Токарева. Его приняли на вооружение Красной Армии под обозначением «7,62-мм ручной пулемет Максима-Токарева (МТ)». В отличие от своего прототипа он имел кожух воздушного охлаждения, сошки, деревянный приклад, к которому крепилась скоба со спусковым механизмом и предохранителем. Новое оружие по сравнению со станковым пулеметом «Максим» оказалось гораздо легче и маневреннее. Однако с самого начала в его конструкции были заложены крупные недостатки, которые впоследствии повлияли на дальнейшую судьбу пулемета: большая масса (вместе с патронами – 23 кг), значительная длина, обусловившая неудобство в эксплуатации, особенно при переноске на марше, множество задержек при стрельбе, неудачная система питания, приводившая к плохой подаче ленты, сложность замены нагретого ствола. Однако безвыходность положения с ручными пулеметами в Красной Армии требовала скорейшего запуска в производство даже такого образца. Поэтому в 1926–1927 годах Тульский оружейный завод выпустил 2450 пулеметов Максима-Токарева обр.1925 года.
7,62-мм танковый пулемет Дегтярева ДТ на подвижной турельной установке, смонтированной на мотоцикле
Поскольку оказалось невозможным быстро создать собственную конструкцию ручного пулемета, то специалисты Арткома Главного артиллерийского управления (ГАУ) нашли, как им казалось, наиболее простое решение сложившейся ситуации путем переделки штатного станкового пулемета «Максим» в ручной, что обещало дать выигрыш как во времени, так в производственно-техническом и финансовом отношениях. Хотя уже изначально было ясно: эта мера является лишь временной, поскольку опыт Первой мировой войны убедительно доказал, что подобная конструкция, сохраняя всю сложность устройства станкового пулемета, лишалась своего главного преимущества – простоты и малого веса.
После окончания Гражданской войны над проблемой проектирования нового вида оружия в проектно-конструкторском бюро (ПКБ) Ковровского оружейного завода (в 1930–1940-х годах называвшегося «Государственный союзный завод 2 им. К. О. Киркиж») стали работать известные русские оружейники В. Г. Федоров и его ученик – В. А. Дегтярев. Вскоре ПКБ завода стало подлинной школой научной разработки и освоения производства новейших систем автоматического оружия, а сам завод являлся одним из центров по созданию стрелкового и авиационного оружия. В стенах Ковровского завода Федоров и Дегтярев осуществили на практике идею унификации стрелкового оружия – создание на основе базовой конструкции различных по своему назначению образцов оружия с единым принципом работы автоматики. Однако первый их подход к решению задачи разработать на базе автомата Федорова обр.1916 г. целый комплекс оружия калибра 6,5 мм, включавшего в себя легкий станковый пулемет, ручные, авиационные и танковые пулеметы, оказался неудачным. На такой печальный исход повлияло два обстоятельства – сама конструкция оружия и использование в нем иностранного 6,5-мм японского винтовочного патрона.
Первым вкладом В. А. Дегтярева в перевооружение Красной Армии новымавтоматическим оружием стало создание ручного пулемета.
Разработка собственного образца ручного пулемета в полностью разрушенной Советской России, при отсутствии необходимой производственной базы и без каких-либо существенных конструкторских заделов, была сильно затруднена. Хотя для решения этой проблемы еще в 1916 году в России началось строительство Ковровского пулеметного завода, предназначавшегося для лицензионного производства датских 8-мм ручных пулеметов «Мадсен», однако Гражданская война и последовавшая за ней разруха не позволили наладить массовый выпуск автоматического оружия вплоть до конца 1920-х годов.
В. А. Дегтярев. 1940Pг.
В годы Первой мировой войны произошла четкая дифференциация стрелкового оружия по выполняемым им задачам. Одним из основных факторов повышения огневой мощи пехоты стали ручные пулеметы. Красная Армия до середины 1920-х годов не имела подобного оружия отечественной конструкции. На ее вооружении продолжали состоять зарубежные образцы ручных пулеметов, оставшиеся еще от русской императорской армии или попавшие в качестве трофеев в годы Гражданской войны: в том числе 8-мм французские Шоша М.1915 и Гочкисс М.1909, .303 (7,71-мм), английские Льюис М.1915. Немногочисленные устаревшие и практически полностью изношенные ручные пулеметы да еще под разнотипные патроны иностранного производства требовали срочной замены.
Яркие страницы в летопись истории Великой Отечественной войны вписало оружие, созданное одним из выдающихся отечественных конструкторов-оружейников Героем Социалистического Труда, четырежды лауреатом Государственных премий доктором технических наук генерал-майором инженерно-технической службы Василием Алексеевичем Дегтяревым. Неувядаемую славу заслужило у наших воинов его оружие, с которым они прошли всю Великую Отечественную войну. После окончания войны оружие конструкции Дегтярева широко использовалось практически во всех горячих точках планеты, начиная от афганских гор Гиндукуша и заканчивая джунглями Сальвадора и Колумбии.
АРСЕНАЛ: ДЕГТЯРЕВ ПЕХОТНЫЙ
Май 2010 года
Приглашаем авторов
Читайте в феврале
АРСЕНАЛ: ДЕГТЯРЕВ ПЕХОТНЫЙ Журнал «Братишка»
Комментариев нет:
Отправить комментарий