пятница, 8 февраля 2013 г.

магические знаки и символы фашисткой германии

Даже в самые кровавые дни большевистской диктатуры пятиконечная звезда не сходила с флагов и рекламных проспектов «цивилизованного мира». Странно, не правда ли?..

С другой стороны, пятиконечная звезда, обагрённая кровью десятков миллионов жертв коммунизма по всему миру, почти ни у кого не вызывает реакции отторжения.

С подобным утверждением смешно спорить, однако молчаливое табу на использование одного из древнейших символов человечества отменять никто не спешит. Население Европы и США связывает этот символ прежде всего с Третьим Рейхом и идеологией нацизма. Вот, что писала по этому поводу в 1944 г. Большая советская энциклопедия: «Гитлер и немецкие фашисты сделали свастику своей эмблемой. С тех пор она стала символом варварства и человеконенавистничества, неразрывно связанных с фашизмом» [49, с. 375]. Сходное резюме содержит и последнее издание БСЭ (т. 23, с. 31). Хотя такая категоричность свойственна лишь советским справочникам (в зарубежных энциклопедиях обычно уточняется, что свастика является религиозным символом для последователей индуизма, буддизма и ряда других религий), употребление свастики в современной западной сфрагистике, геральдике и символике наталкивается на утвердившееся мнение о нежелательности присутствия этого знака.

Теперь-то каждый, подчас и не имеющий никакого образования, человек знает название этого знака «свастика». А лондонская Times, рецензируя американский фильм «Николай и Александра», даже назвала Александру Феодоровну «фашиствующей Брунгильдой» [159, с. 379-380].

«ФАШИСТСКИЙ ЗНАК»?

Девочка с тетёрой (обрядовым северорусским печеньем) в виде спиралевидной свастики. Дер. Гарь, Каргопольского р-на, Архангельской обл. 22 марта 1977. Весеннее равноденствие. Фото Г.П. Дурасова. Рис. 2. Собирающая свастика символ подвига Царственных мучеников. Начерчена св. царицей Александрой Феодоровной на оконном косяке дома инженера Н.Н. Ипатьева в День приезда Царской семьи в Екатеринбург «17/30 апр. 1918» [69, с. 127].

*Снимки комнат Ипатьевского дома впервые были опубликованы в «I'Illustration» 18.12.1920, 4059, а затем перепечатаны в издании «Русский Очаг: Русская летопись» (Париж, 1921). См.: [52, с. 187].

Раскрыли двери угловой комнаты верхнего этажа, служившей спальней Государю императору, государыне императрице и Наследнику цесаревичу. Четыре окна этой комнаты выходили на Вознесенскую площадь и Вознесенский переулок. Оглядывая разорённое помещение, офицеры заметили странный знак на левом косяке правого окна. Там, рукою Александры Феодоровны был начерчен правильный четырёхконечный крест с загнутыми в левую сторону концами и поставлена дата «17/30 Апреля 1918 г.» день приезда их величеств в Ипатьевский дом. Такой же знак, только без числа, был нарисован на обоях стены на высоте кровати, принадлежавшей, видимо, Наследнику. Спустя еще 3 месяца в эту спальню попадёт бывший воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр, который сделает ряд уникальных снимков, воспроизводящих таинственную веху крестного пути Царственных мучеников...*

В ночь с 24 на 25 июля 1918 года войска Белой Армии заняли Екатеринбург. А уже утром все офицеры, свободные от службы и боевых нарядов, потянулись к дому Ипатьева, где содержалась в заключении и 8 дней назад была расстреляна Царская семья. «Каждому хотелось повидать это последнее пристанище Августейшей Семьи... Каждый почувствовал, что здесь что-то произошло, что-то большое, мрачное и трагичное... Но что? Убили?.. Да, кровь здесь была. Не может быть, думал почти каждый. И зверству есть предел. И перебирая бесчисленное количество вещей домашнего обихода... никто не допускал, что зверство может и не иметь предела» [107, с. 77-78].

То что символ свастики до сих пор обладает мощной интеграционной силой доказывает сам процесс работы над этой книгой, объединивший людей самого разного происхождения и религиозных убеждений, которые вряд ли стали бы сотрудничать друг с другом при иных обстоятельствах... Мы просто не имеем возможности перечислить всех, кто словом и делом поддерживал нас, но прежде всего хочется сказать слова благодарности В.Б. Авдееву, Д.С. Воронцову, В.В. Горячеву, И.М. Денисовой, Г.Д. Джемалю, независимой газете «Еркрамас», А.И. Жеребцову, Д.В. Жукову, Ю.И. Красовской, В.П. Кузнецову, А.В. Медведеву, Ю.Б. Сурхайханову, А.С. Тургиеву, С.Н. Удаловой, В.В. Хачикяну и, конечно, Геннадию Петровичу Дурасову, соавторство с которым в первой редакции книги принесло свои добрые плоды и в настоящем издании.

Дело в том, что проблемы, обсуждаемые в книге (к счастью или к сожалению) не столь абстрактны, но отражают подспудные течения в этнорелигиозном сознании. Отторжение свастики имело глубокие социальные и психологические корни, изучение которых дело будущего. В то же время, религиозно-ориентированной частью общества свастика по-прежнему воспринимается как священный символ. Главная причина отторжения свастики - утрата культурной преемственности прошлого, которая наметилась задолго до второй мировой войны. Устранить её (хотя бы теоретически) главная задача монографии, отсюда научно-популярный, а не просто научный или богословский, стиль изложения.

*См. наше интервью: [273, 1997, 7, Яковлева Е.Ю. Журнал «Волшебная Гора» в борьбе за экологию культуры // Вестник МГУ. Сер. 10 Журналистика. 1999. 6 и др.

Думаем, что поставленные цели, в меру наших скромных способностей, были достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы, появившиеся после публикации в «Волшебной Горе»*. Необходимость и своевременность книги неоднократно отмечалась нашими коллегами, которые, правда, сетовали на несогласованность между методом научного анализа и богословской системой аргументации. Поэтому, готовя новое издание, мы частично учли высказанную критику, но так и не смогли полностью отказаться от теологических рассуждений.

Первая редакция данной работы была помещена под названием «Отверженный символ. Свастика: её происхождение и место в христианской традиции» в IV-Vномерах журнала «Волшебная Гора» за 1996 г. Однако написана она была ещё раньше, в 1993-м, для несостоявшегося монархического сборника. Составителям сборника важно было создать метаисторическую раму для объяснения использования свастики семьёй императора Николая II, поэтому работа мыслилась как материал для дискуссии, связанней с его канонизацией.

VI. (глава написана в соавторстве с Г.П. Дурасовым).

(раздел написан в соавторстве с А.С. Тургиевым).

Этнорелигиоведческие очерки

СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ

Роман Багдасаров

Роман Багдасаров, СВАСТИКА: СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ

Комментариев нет:

Отправить комментарий